Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Наш адрес
141207, Московская область, Пушкино, Московский проспект, 12/2

Отдел по работе с обращениями 

+7 (496) 539-45-45

10.06.2019

За период 2018 год и первое полугодие 2019 года Сергиево-Посадским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Московской области на территории Пушкинского муниципального района, по обращениям жителей проведено четыре внеплановые проверки в сфере защиты прав потребителей при оказании коммунальных и дополнительных услуг в области жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

В трех из четырех проверок выявлены нарушения обязательных требований Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» в части не предоставления потребителям необходимой достоверной информации, предусмотренной действующим законодательством, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

По одному обращению в ходе проверки подтвердились доводы о нарушении требований установленных законом, связанных с оплатой коммунальных услуг, а именно, потребителям не обеспечена возможность производить оплату жилищных услуг путем внесения наличных денежных средств по выбору потребителя без учета комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов (так как при оплате сумм за потребленные жилищные услуги на основании представленных платежных документов с потребителя взимаются дополнительные суммы в размере 1% и 1,2% от размера начисленных сумм), информации о наличии права выбора оплатить жилищные услуги в сумме выставляемого платежа иным способом, не включающим комиссионный сбор управляющей компанией потребителям, не представлено.

Во всех проверках выявлены нарушения по включению в договоры о предоставлении коммунальных и иных услуг, заключенные с потребителями услуг условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, а именно (например):

В договорах на оказание услуг по содержанию жилого комплекса «N» и предоставлению коммунальных услуг:

- п. 1.3 Договора «Состав услуг по содержанию жилого комплекса «N» включает в себя: организацию накопления, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО); благоустройство территории общего пользования жилого комплекса; обеспечение ограниченного доступа и нахождения на территории жилого комплекса; содержание и ремонт коммунальных инженерных систем жилого комплекса; организацию уличного освещения и обслуживания соответствующих электрических сетей и сопутствующего оборудования». Данный пункт ущемляет право потребителя на достоверную информацию об услуге по организации накопления, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО), так как согласно п. ж) ст. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах относится к коммунальной услуге и не может являться дополнительной услугой по содержанию жилого комплекса. Данный пункт также противоречит ст. 210 ГК РФ «Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором», так как земельные участки территории «N» на основании свидетельств о государственной регистрации прав собственности принадлежат организации «А» и не являются общей долевой собственностью владельцев домовладений (жителей) микрорайона. Таким образом, собственник организация «А» не вправе возлагать на жильцов бремя на обслуживание инфраструктуры, в том числе благоустройство территории, организацию освещения улиц, проездов между домами. Более того согласно п. 19) ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Аналогичное положение содержится в п. 19 ст. 6 Устава городского поселения Пушкино согласно которого в его обязанности входит «утверждение правил благоустройства территории городского поселения Пушкино, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования и охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского поселения Пушкино»;

- п. 2.2.7 Договоров «при наличии задолженности Потребителя за Услуги свыше трех месяцев, ограничить или запретить въезд на территорию жилого комплекса автотранспортных средств гостей Потребителя». Данный пункт противоречит ст. 27 Конституции Российской Федерации «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства», таким образом, ответственность за неисполнение денежного обязательства не может являться основанием для свободного передвижения или выбора места пребывания и жительства граждан Российской Федерации;

- п. 5.7 Договоров «Размер платы за содержание жилого комплекса может увеличиваться Исполнителем в одностороннем порядке централизованно, один раз в год, для всех Потребителей, проживающих в Домах жилого комплекса……….» противоречит ст. 33 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», которая содержит пункты: 1. На выполнение работы (оказание услуги), предусмотренной договором о выполнении работы (оказании услуги), может быть составлена твердая или приблизительная смета. Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно. 2. Исполнитель не вправе требовать увеличения твердой сметы, а потребитель - ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ (оказанию услуг) или необходимых для этого расходов. Исполнитель имеет право требовать увеличения твердой сметы при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставляемых исполнителем, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которое нельзя было предусмотреть при заключении договора. При отказе потребителя выполнить это требование исполнитель вправе расторгнуть договор в судебном порядке. 3. Если возникла необходимость выполнения дополнительных работ (оказания дополнительных услуг) и по этой причине существенного превышения приблизительной сметы, исполнитель обязан своевременно предупредить об этом потребителя. Если потребитель не дал согласие на превышение приблизительной сметы, он вправе отказаться от исполнения договора. В этом случае исполнитель может требовать от потребителя уплаты цены за выполненную работу (оказанную услугу). Исполнитель, своевременно не предупредивший потребителя о необходимости превышения приблизительной сметы, обязан исполнить договор, сохраняя право на оплату работы (услуги) в пределах приблизительной сметы. Согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ: «изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором». Статьей 452 ГК РФ предусмотрено, что соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное. Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок;

- Приложением № 6 к договорам предусмотрен тариф в размере 6500 рублей в месяц за услуги по содержанию жилого комплекса, в которую входит перечень работ из Приложения 4 к Договорам, однако в месте заключения договоров, а также к договору не представлен перечень на каждый в отдельности вид услуг с указанием цены и условий приобретения, тем самым исполнитель вынуждает потребителя приобретать услуги в комплексе, обусловливая приобретение одних работ (услуг) обязательным приобретением иных работ (услуг). У потребителя отсутствует право выбора на приобретение (или отказ) одного или другого вида работ (услуг).

В договорах управления многоквартирным домом, заключенных с потребителями услуг содержались следующие условия:

- пункт 8.1 Договоров «Все споры, возникшие из договора или в связи с ним, разрешаются Сторонами путем переговоров. В случае если Стороны не могут достичь взаимного соглашения, споры и разногласия разрешаются в судебном порядке по месту нахождения Управляющей организации;». В то время как согласно п. 2 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1: иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;

жительства или пребывания истца;

заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства;

- пункт 8.3 Договоров «Претензии (жалобы) могут быть предъявлены Собственником или иным пользователем в течение недели от даты, когда он узнал или должен был узнать о нарушении его прав. Претензии (жалобы), предъявленные по истечении данного срока, управляющая организация не рассматривает;» нарушает п. 3 ст. 29 Закона РФ № 2300-1 в части требования, связанных с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение сроков, установленных настоящим пунктом. Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

В результате проведенных внеплановых проверок в отношении двух управляющих компаний установлено, что юридические лица в определенный период 2018-2019 годов при оказании услуг потребителям жителям многоквартирных домов, расположенных на территории Пушкинского муниципального района, включили в единый платежный документ для оплаты жилищно-коммунальных услуг стоимость обязательных для оплаты, но не заказанных дополнительно потребителями услуг по обслуживанию домофона, не предусмотренных законодательством Российской Федерации при оказании жилищно-коммунальных услуг, что является нарушением: п. 2 ст. 10, п.п. 2, 3 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей»; п.п. 7, 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.

Согласно пункту 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, состав общего имущества определяется в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества собственниками помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, в случае, если техническое обслуживание запирающих устройств (домофона) предусмотрено договором управления многоквартирным домом, то оплата данного вида работ производится из состава платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В случае же если договором управления многоквартирным домом в составе работ по содержанию и ремонту общего имущества не предусмотрено техническое обслуживание запирающего устройства (домофона), то для начисления такой платы необходимо решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и заключение соответствующего договора с управляющей организацией или с организацией, осуществляющей обслуживание домофона.

Организация собрания возлагается на жилищное предприятие, на балансе и в управлении которого находится данное строение. Решение собрания оформляется протоколом.

В случае отсутствия такого протокола предоставление дополнительных услуг не может являться основанием для выставления платы за данную услугу, так как в соответствии с п. 3 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных услуг за плату оформляется исполнителем в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом.

По результатам проверок в отношении юридических лиц, допустивших нарушения составлено 3 протокола по ст. 14.8 ч. 1 КоАП РФ «Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы», 4 протокола по ст. 14.8 ч. 2 КоАП РФ «Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей», 1 протокол по ст. 14.8 ч. 4 КоАП РФ «Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг)».

Всем юридическим лицам выданы предписания об устранении выявленных нарушений, которые находятся на контроле в Сергиево-Посадском территориальном отделе.

В случае выявления нарушений по изложенным выше фактам, которые являются основанием для проведения контрольных надзорных мероприятий в сфере защиты прав потребителей, жители могут обращаться в территориальный орган Роспотребнадзора.

Однако, внеплановые проверки проводятся в строгом соблюдении Федерального Закона Российской Федерации от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

В связи с вступлением в силу изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ с 01.01.2017 согласно пункту 2в части 2 статьи 10 данного Закона основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений о фактах нарушения прав потребителей от граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

В целях всестороннего претензионного рассмотрения обращения потребителю услуг сначала необходимо направить претензию юридическому лицу с требованием о восстановлении своих прав (например: о предоставлении достоверной информации об услугах, и (или) исключении из договора ущемляющих условий, и (или) об обязанности обеспечения оплаты за услуги без взимания дополнительной платы и пр.).

В случае, если потребителю услуг будет отказано в восстановлении прав, с приложением соответствующих документов, или если обращение останется без рассмотрения, рекомендуем обращаться в ТО Роспотребнадзора с письменным заявлением лично или направить заявление по почте в ТО Роспотребнадзора, либо направить заявление с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

На официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Московской области http://50/rospotrebnadzor.ru/ в разделе «Прием обращения граждан» подключена ссылка для авторизации с помощью учетной записи портала госуслуг (ЕСИА).


Количество показов: 52
Дата изменения: 10.06.2019 11:16:20

Возврат к списку